Энергосервис сдвинулся с мертвой точки
Когда 6 лет назад в России началась борьба за энергоэффективность, специалисты-энергетики воодушевились, ждали появления новых рынков энергоаудита и энергосервиса, начали создавать для них компании и саморегулируемые организации (СРО). Потом энтузиазм сошел на нет, потому что в ходе реформы энергетической отрасли была сделана существенная ошибка: нельзя было отделять энергоаудит от энергосервиса — внедрения мероприятий по повышению энергоэффективности. Когда одна организация приходит, проводит энергоаудит объекта и выдает энергопаспорт, а потом приходит другая и предлагает вложить деньги в повышение энергоэффективности, получается двойная работа и двойные расходы. Потому что инвестиционный энергоаудит, предполагающий подсчет расходов на повышение энергоэффективности и будущую экономию на энергоресурсах, очень сильно отличается от формального энергоаудита, проведенного только ради исполнения требований закона. Энергопаспорт, полученный для галочки, приходится просто выкинуть и делать энергоаудит заново.
Вторая системная ошибка состояла в том, что экспертиза энергопаспортов, которую проводило Минэнерго, не стала фильтром, отсеивающим некачественную работу энергоаудиторов. И СРО, в которые в обязательном порядке вступали энергоаудиторы, тоже не стали таким фильтром. Это выхолостило эффект от правильной идеи до полного нуля. Разве что был дан толчок новому отношению к энергоэффективности, больше людей стало о ней думать.
Маховик закрутился, но вся эта история стала напоминать шаманское камлание: кто-то бегает, стучит в бубен, рассуждает об энергоэффективности, но реального эффекта нет. Нужен был акцент государства как системного заказчика именно на энергосервисе. Только сейчас начинается процесс, когда правительство кнутом и пряником стимулирует госучреждения заключать энергосервисные контракты, дающие экономическую отдачу. Появились рейтинги регионов по энергоэффективности. Дело сдвинулось с мертвой точки. Если раньше чиновники боялись незнакомого дела, на которое нужно тратить бюджетные деньги, то теперь уже охотно обсуждают энергосервисные контракты. Но, с другой стороны, теперь с финансами все стало гораздо хуже, чем 6 лет назад. Исчезли инвесторы с длинными и дешевыми деньгами.
Так или иначе небольшой поток энергосервисных контрактов возник. Уже появился интерес инвесторов к энергосервису. Одну из известных компаний в Московской области купил банк. В США, где рынок энергосервиса наиболее развит, 60% компаний на этом рынке принадлежат производителям оборудования, 20% — банкам, а еще 20% — обладателям других компетенций. Банкам этот рынок интересен как потребителю кредитов с понятным источником возврата в виде экономии на электричестве и тепле. Для более быстрого развития энергосервиса нужно распространить господдержку, получаемую сейчас производителями энергооборудования, на энергосервисные компании, создающие рынок сбыта для этого оборудования. Тем самым государство убьет трех зайцев: получит экономию бюджетных средств на энергоресурсах, загрузит промышленность и создаст высокоэффективные рабочие места для специалистов по энергетике.
Справка: Энергосервисный контракт представляет собой особую форму договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счет повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение. Отличительной особенностью энергосервисного контракта является то, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом, отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании. Инвестиции, необходимые для осуществления всего проекта, как правило, привлекаются энергосервисной компанией.